пятница, 15 июля 2011 г.

Sword of the Stranger (Меч чужака)

Как-то так сложилось, что в самурайских боевиках самое главное – это «боевик». Самураи не обязательны, а историзм используется как оправдание постоянным смертоубийствам: такие уж были времена, все против каждого, и каждый против всех, из дома невозможно выйти, чтобы не столкнуться с могучим воином, жаждущим развеять скуку путём усекновения чьей-нибудь головы. Балом правит «Манускрипт Ниндзя»: подчёркнутая специализация монструозных злодеев, неприкаянность главного героя, путешествие по горам да по берегу моря, своеобразные отношения между странниками, которые сначала ссорятся, а к финалу сближаются, – всё это стало законами жанра, и бессмысленно упрекать продолжателей в неоригинальности. От таких картин не ждут новых открытий или сногсшибательных идей, не говоря уж про предсказуемость итога: «и [почти] все умерли». На первом месте – Sturm und Drang, ярость и натиск, цепочка кровопролитных сражений с легкой прослойкой из шуток, лирики и красивейших японских пейзажей.

В «Мече чужака» есть всё вышеперечисленное – и даже обнаруживается что-то вроде магии, не в масштабах «Дзюбея», но не без этого. Однако лучше бы полнометражному творению студии BONES вообще обойтись без ярлыка «самурайский боевик» и не обманывать зрительских ожиданий. Иначе складывается печальная картина: заявленный жанр, обложка и краткое описание сюжета сначала привлекает, а потом разочаровывает одних и, напротив, отталкивает тех, кто способен по достоинству оценить это произведение. Оно ведь не к прозе ближе, а к поэзии, а в поэзии можно тысячу раз воспевать осень, море, небо и облака, тысячу раз говорить о надежде – и каждый раз без повторов.

Главное художественное достоинство (и коммерческий недостаток) «Меча чужака» – это неочевидность тех идей, которые в него заложены. С наскока всё кажется чересчур примитивным и даже немного затянутым: вроде бы слишком много разговоров, ничего не дающие ответвления сюжета и с природой кое-где перебор. Для самурайского боевика, действительно, хватает лишнего, впрочем, не в ущерб экшену.

По боевой части «Меч чужака» демонстрирует отличное качество исполнения и мастерскую хореографию. Действие развивается по нарастающей: от небольших драк и мимолётных стычек до захвата крепости и финальной смертельной дуэли. Нашлось место и политическим, и тактическим вопросам. Главный герой Нанаси-Безымянный, хоть и привязал свой меч к ножнам, миролюбивее не стал и, в отличие от других «завязавших» убийц, лекций о «любви и мире» не читает.

Знаете ли вы, что такое Такелаж? Если нет, то вам стоит обратиться на сайт 100tonn.com, где можно найти тысячу и одну статью на тему перевозки негабаритных грузов, перемещения производства и много чего ещё.

Комментариев нет: