среда, 17 августа 2011 г.

Железный миротворец Peacemaker (2003)

События «Железного миротворца» привязаны к определённой дате и событию: 1864 год, Киото, дело Икэда-я – неудачная попытка противников сёгуната поджечь столицу. Как и каждое аниме, основанное на исторических событиях, сериал нуждается в пояснениях и примечаниях.

Специалисты по периоду 1853-1867 гг. могут пропустить несколько абзацев – здесь нет ничего нового, к тому же не придётся расстраиваться по поводу общих мест и искажающих истину сокращений. Тем же, кто волею обстоятельств ещё не стал знатоком «Бакумацу», может быть интересно. Что касается обычного японского зрителя… Ну, обычный японский зритель по-русски не читает.

Итак, в 1853 году американский коммодор (адмирал) Мэттью Перри нарушил самоизоляцию Японии и вынудил правительство страны подписать с США договор о сотрудничестве. До падения сёгуната и начала Реставрации Мэйдзи оставалось 14 лет – годы кровопролитных конфликтов между сторонниками императора и теми, кто сохранил верность сёгуну Ёсинобу Токугава. Среди союзников сёгуната были и Синсэнгуми, «новый особый отряд», специальные полицейские силы Киото.

В историю Японии члены Синсэнгуми вошли как последние настоящие самураи, носители древних воинских традиций. Когда власть перешла к сторонникам императора, Синсэнгуми покинули Киото. Гражданская война закончилась в 1869 году со смертью Тосидзо Хидзиката, которым был вторым капитаном (заместителем главы отряда) и, вероятно, автором устава Синсэнгуми.

Несмотря на то, что Синсэнгуми сражались на стороне проигравших, они стали национальными героями. Обычный японский зритель знакомится с ними задолго до того, как в школе начинают проходить Реставрацию Мэйдзи. После многочисленных фильмов и телесериалов вырабатывается условный рефлекс: достаточно, например, увидеть форму голубого цвета с характерным рисунком на рукавах – и уже понятно, кто, зачем и почему. Это как Французская революция для европейца или противостояние Северных и Южных штатов для американца – классические сюжеты с заранее известным финалом, но открытые для новых трактовок.

Не суть важно, что самураи Синсэнгуми – реально существовавшие личности. К историческим сюжетам обращаются не только для того, чтобы воссоздать прошлое, но по большей части, чтобы понять настоящее. В каждой экранизации режиссёр и актёры воплощают своё понимание Хидзикаты, Окиты или главы Синсэнгуми Исами Кондо. С другой стороны, у [обычного японского] зрителя зачастую уже есть свой образ, внешность и характер для каждого участника событий. Споры о том, «как всё было на самом деле», возникают снова и снова, как это произошло после выхода фильма Нагисы Осимы «Табу».

Кстати, «Железный миротворец» начинается очень похоже – молодой человек по имени Тэцуносукэ Итимура пытается вступить в Синсэнгуми. Молодому человеку всего лишь пятнадцать лет, выглядит он на десять, но страшно не любит, когда ему об этом напоминают, отличается патологическим любопытством, упрямством, вспыльчивостью и добрым сердцем… Обычный российский отаку скажет на это «Эдвард Элрик!» – вполне достойное сравнение.

Если искать аналогии «Железному миротворцу», то наиболее близким оказывается, как это ни странно, не «Бродяга Кэнсин», но сходный по духу «Стальной Алхимик» – в тех эпизодах, где повествуется о военной службе братьев Элриков.

Дело не в деталях, хотя между этими двумя сериалами много общего: разгневанные вопли коротышки, которого опять назвали «коротышкой», непростые отношения между братьями, прозаические причины, по которым главный герой пытается устроится на военную службу – Тэцу привлекает не столько самурайская честь и доблесть, сколько возможность отомстить убийцам родителей.

В первую очередь «Алхимика» и «Миротворца» роднят жестокие и реалистичные контрасты – то, за что упрекают «Алхимика», присутствует во многих эпизодах «Железного миротворца». Здесь шутки, дуракаваляние и super-deformed соседствуют со сценами кровавых поединков, ласковый и добрый Содзи Окита, всюду таскающий с собой ручного поросёнка, превращается в безжалостного убийцу, а под небом, расцвеченным праздничным фейерверком, бредёт осиротевший мальчишка, прижимающий к груди голову самого близкого человека…

Причина контрастов – в историческом материале. Прежде всего Синсэнгуми были убийцами, с лёгкостью уничтожающими как врагов, так и своих же товарищей, заподозренных в предательстве. Наказанием за нарушение любого пункта устава было сэппуку. Они были готовы умереть в любой момент. Присутствие в сюжете аниме столь жестоких, решительных и беспощадных людей однозначно подразумевает кровь и смерть.

Другое дело, «Железный миротворец» в первую очередь – сериал для подростков и о подростке. Появление Тэцу в Синсэнгуми не имеет никакого отношение к распространённому приёму «увидеть мир глазами новичка». В «Железном миротворце» Киото времён Бакумацу – декорации, в которых проявляется и развивается характер главного героя.

Характер, стоит отметить, тот ещё! Он должен был сто раз сделать себе сэппуку – в самом деле, серьёзное отступление от исторической действительности, что окружающие сквозь пальцы смотрят на его проступки, прощают наивную бесцеремонность, граничащую с наглостью, и жалеют «бедного маленького слугу». Тэцуносукэ Итимура, при всей своей сумасбродности, всего лишь мальчишка, избалованный старшим братом. Как и положено нормальному подростку, он теряется при виде девушек, боится крови и мертвецов, подвержен перепадам настроения, ленив и порой капризен. Хорошие задатки не отменяют слабости и неопытности, и с какой бы яростью он ни бросался на противника во время тренировок, финал неизменен.

Вообще, на фоне приключений многочисленных как-бы-простых супер-мальчиков-спасающих-мир история Тэцу оказывается удивительно яркой и интересной – без всяких роялей в кустах и неестественных развязок. Традиционные для подросткового аниме проблемы выбора, поиски себя и попытки найти своё место проходят в смутные времена гражданской войны, но для Тэцу мир ограничен казармами, додзё, кухней, скотным двором с редкими вылазками в город за покупками. Синсэнгуми для него – не безжалостные убийцы, а люди, которых он видит каждый день, к которым привык, как к родным.

Да и не сказать, что Тэцу рвётся мстить… Он просто живёт. Вокруг постоянно происходит что-то очень интересное и одновременно жуткое. Попытки разобраться в окружающих приводят к грустным выводам, попытки разобраться в себе пугают. Обстоятельства не оставляют выбора ни ему, ни его ровесникам, но Тэцу не воспринимает эти обстоятельства как то, что необходимо изменить. Это единственный мир, который ему известен.

А для мира он просто мальчишка, слуга-неумёха, а также – «щеночек», «лапочка» и «милашка». Большинство самураев Синсэнгуми относятся к Тэцу как к игрушке и бесплатному развлечению. Только Хидзиката смотрит на него не очень-то добрым взглядом, впрочем, он на всех так смотрит. А большинство – балуют, заботятся о мальчонке, тискают, кормят сладостями, капитан Ямадзаки вообще привёл его в публичный дом – развеяться, чтобы не скучал. В общем, сын полка в эпоху последних самураев.

Что касается самих самураев, то тут простор для фантазии и радость для сердца. По количеству бисёнэнов на минуту экранного времени «Железный миротворец» может соперничать с самым дремучим яоем. Намёков на неуставные отношения нет и в помине… Правда, узнав, что у Хидзикаты появился слуга, все тут же интересуются, насколько слуга хорошенький, а увидев Тэцу, потрясают воздух неизменным «кавайи!»

Приукрашенная повседневность остаётся повседневностью, и хотя во внешнем облике персонажей больше «дизайна», чем исторической точности, сохранено главное: дух воинского братства, гордость и стремление к идеалам. И та, и другая противоборствующая сторона достойны друг друга – это передано не только в сюжетных линиях, но даже в схожести «демона» Хидзиката и «поджигателя» Тосимаро Ёсиды. Судьбы ровесников Тэцу и Судзу – как зеркальное отражение друг друга, и когда они начинают сравнивать своих учителей, под общей комедийностью ситуации проступает трагичная предопределённость.

Вкупе с отличным сценарием и качественной прорисовкой сериал оставляет очень приятное впечатление. Как это часто бывает с экранизацией манги, не всё объяснено, некоторые сюжетные линии остаются незавершёнными. Но, пожалуй, «Железный миротворец» – пример весьма удачной экранизации, и по режиссёрской, и по операторской работе. Что касается саундтрека, то он полностью соответствует контрастному развитию сюжета: от трагичных и лирических мелодий – вплоть до канкана.

Можно сказать, что «Железный миротворец» снят для подростков, которые вволю насмотрелись фильмов про Синсэнгуми и не раз представляли себе, каково бы это было – оказаться среди настоящих самураев эпохи Бакумацу. Пожалуйста – захватывающая история, честно и с хорошей долей юмора повествующая о том, что бы произошло с обычным мальчишкой, попади он к волкам Мибу или к их противникам. Не обделили вниманием судьбу обычной девушки – либо в публичный дом ученицей гейши, либо в ниндзя… если не убьют. Романтично? Скорее, реалистично – утром смех, вечером слёзы. Игра в поддавки до разумных пределов: Тэцу ни разу не наказали всерьёз, но катану вручать не спешат – только тряпку, драть полы в додзё.

Задачу можно считать выполненной – захватывающее действие, сбалансированное соотношение приключений Тэцу и развития исторических событий, грамотно продуманный материал и темп повествования. Здесь нет провисающих мест и натяжек – неотвратимо и последовательно сюжет приближается к развязке – дело Икэда-я, с которого начинается сериал. Финал вполне обоснован: где можно закончить историю о Синсэнгуми, как не на моменте триумфа и победы, когда они стали национальными героями?..

Что было потом? Для этого есть «Бродяга Кэнсин».

Надоело все праздники встречать дома у семейного огня? Будьте оригинальны. Не нужно ехать в Турцию, если можно справить рождество в белоруссии. Не правда ли оригинальная идея? Мне кажется, даже очень. В конце-концов, большинству даже в голову не придет поехать в Белоруссию на рождество.

1 комментарий:

Веселое Путешествие www.megatur.ru комментирует...

Пожалуйста, удалите нашу ссылку